История былого возникновения и полного запустения алтайских деревень в работе Сухих Веры Борисовны означает конец крестьянской цивилизации и переход к технозированному обществу, как следующему этапу развития человечества.
Освоение Сибири и Алтая
А в Тавдушке... Какая красота была в Тавдушке. Помню, как мы зимой 73-го ходили на каникулах из Аи в пещеры. Остановились на ночь в Тавдушке. Моя ученица Люда Поликарпова родом из Тавдушки. Мы ночевали в школе... кто на печке, кто на полатях, кто на полу среди парт. Вечером рылись в старых классных журналах, нашли даже журнал того класса, в котором училась маленькая Люда Поликарпова. Всю ночь и весь следующий день хлопьями тихо и таинственно валил густой снег. Мы проспали рассвет. Выглянул в окно. В школьном палисаднике на яблонях приютились снегири. В голове роятся отрывки песен, детских стихотворений: «... А снег идет, а снег идет..., вчера в саду, где пели зяблики, сегодня посмотри, как розовые яблоки на ветках снегири...» Это было сказочно красиво. Боже, как давно это было. Боже, как недавно все это было. Я много раз проходил по Тавдушке во все времена года. Через десять лет, с верх-айскими ребятишками ночевали уже в бывшем магазине. Этот единственный, оставшийся от всей деревни дом, служил летом пристанищем для скотников, а зимой одиноко торчал серым пятном среди снежного поля. Недалеко от него печально скрипели остатки чьей-то калитки. Луна, помню, во всю светила..., тихо так, таинственно, вокруг все та же красота, но самой Тавдушки уже не было. Печальная картина.Из воспоминаний Тиссена Федора Борисовича, бывшего директора Верх-Айской неполной средней школы. Около бывшей деревни Тавды в настоящее время развивается туркомплекс «Бирюзовая Катунь» (прим. ред.)
Знакомство русских с Сибирью, с землями, лежащими за Уралом, как говорили в старину «За Камнем», уходит в далекое прошлое. Однако интенсивное освоение русским народом этого обширного края началось лишь с последних десятилетий XVI века. Падение Сибирского ханства открыло широкую дорогу для колонизации земель за Уралом. На юге Сибири господствовали джунгарские феодалы. Стремление сохранить возможность беспрепятственного сбора дани с местных алтайских племен приводило к столкновению джунгарских феодалов с русскими колонистами.
В течении XVII века сфера русского влияния в верхнем Приобье значительно расширилась. Для алтайцев джунгары являлись угнетателями. Рядовые телеуты, в большинстве своем, не хотели вражды с русскими, особенно с крестьянством и добровольно признавали себя подданными России. На Алтай направлялись небольшие русские отряды для сбора ясака с немногочисленных оставшихся в горных долинах алтайцев. В первой четверти XVIII опустевшие местности начинают заселять русские люди. Основываются первые крепости. Одновременно с правительственной колонизацией шло самовольное переселение русских людей. Бежавшие от помещичьей неволи крепостные, работные люди с Урала, уходившие от религиозных преследований старообрядцы пробирались на Алтай и основывали здесь маленькие деревни. Первые данные об образовании деревень в Алтайском районе относятся к концу XVII – началу XVIII вв.
Предположительно в 1716 году была основана Нижняя Каменка. Население увеличивалось отчасти благодаря внешнему притоку и за счет естественного прироста, постепенно растекалось по новой территории, создавало новые деревни, заводило новые пашни. К концу XVIII века территория полностью находилась под контролем русских, исчезла опасность нападения кочевников. Появилась возможность шокового освоения территории. Не из соображений безопасности, а по экономической выгодности.