Этнографические парки и музеи под открытым небом возникли из необходимости сохранить памятники народной архитектуры и быта для более глубокого познания образа жизни предшествующих поколений. Разбросанные на обширных территориях объекты народного зодчества сложно охранять и восстанавливать, а этнопарки оказались неплохим способом их сохранения и, к тому же, упростили доступ к ним для интересующихся людей.
В России, где проживает более 190 народов, это направление можно считать очень перспективным. Наряду с уже существующими этнографическими музеями под открытым небом и частными коммерческими этнопарками в стране планируется строительство целого ряда новых масштабных проектов, таких, к примеру, как "Россия" на территории новой Москвы или "Земля Олонхо" в Якутии.
***
Очевидно, что самой большой научной ценностью обладают этнопарки, возникшие на базе музеев. В пример можно привести пермский этнографический парк истории реки Чусовой, основанный в 1981 году. Конечно, его создатель не думал ни о какой прибыли, а просто стремился сохранить уникальные постройки ХIХ века. Из разных деревень туда привезли и заново собрали кузницу, сельскую лавку, пожарную станцию, крестьянские избы, трапезную и церковь. В советское время у создателя парка требовали спилить крест с часовни, однако его удалось отстоять.
Еще раньше, в 1955 году, возник Костромской музей народной архитектуры и быта. Сейчас там около 30 построек-экспонатов: это церкви, избы, амбары и бани.
В России таких музеев более 20: это и известные всем Кижи, и этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ, удмуртский Лудорвай, чувашский Ибресинский этнографический музей, архангельские Малые Корелы, пермская Хохловка, иркутские Тальцы и многие другие. В подобных архитектурных заповедниках проводят экскурсии и мастер-классы, представляют игровые и информационные программы. Некоторые их них в последнее время стали модным местом для проведения свадеб. Однако прежде всего такие учреждения остаются музеями с их строгими правилами и определенными маршрутами.
В новообразованных российских этнопарках акцент на историческую часть сделан гораздо меньше. Таков, например, "Этномир" в Калужской области. Хорошо развитая инфраструктура с кафе, ресторанами, сувенирными магазинами, спортивными площадками и даже отелями в этническом стиле все-таки не оставляет ощущения погружения в незнакомую культуру. Вкупе это все создает впечатление, что проект ориентирован скорее на любящих экзотику туристов, а не на познавательное времяпровождение.