Картина маслом «Я и Деревня» была написана Марком Шагалом в 1911 году.
На полотне Шагал изображал даже не деревню, а свой родной город – Витебск, который был назван им деревней из-за своей вечной безмятежности и гармоничного сосуществования человека и природы.
В сложной композиции картины заметны явные элементы кубизма, кроме того, бросается в глаза деление на секторы пересекающимися под разным углом линиями.
Все в этой картине наделено неким смыслом, который гораздо глубже обыденного понимания слова «деревня». Голова ягненка бело-голубая и перекрывается изображением типичной для сельской местности сцены доения коровы. Взглянув дальше, мы увидим деревню, в которой некоторые из разноцветных домов перевернуты, под колокольней виднеется неестественно большая голова, а мужчина с косой пытается о чем-то говорить с девушкой, идущей вниз головой.
В этом мы замечаем намек на вечные трудности взаимопонимания полов. Все это не что иное, как светлые воспоминания человека с зеленым лицом, одетого в русскую одежду с крестиком на шее. Он держит веточку или ствол небольшого деревца и, слегка приоткрыв рот, смотрит вдаль голубыми и немного затуманенными глазами. Можно сказать, что это в какой-то степени автопортрет художника, который вспоминает с благоговением годы детства.
Автор картины поделил изображение на элементы, каждый из которых – это воспоминание, которое перетекает в другое, вызывает множественные ассоциации, что позволяет создать необычайнейшую картину мира. Именно поэтому одно изображение возникает на другом совершенно неожиданно и даже хаотично. Поэт Блэз Сандрар, являвшийся хорошим другом Марка, придумал название для картины, а Гийом Аполлинер, крайне положительно отзывавшийся о творчестве художника, называл его работы в таком жанре сверхъестественными и сюрреалистичными. Таким образом, за десятки лет до широкого распространения сюрреализма, Шагал уже создавал картины, взрывающие сознание своей многогранностью и необычными для того времени способами представления мира.