Сейчас еду в Нижний, то есть в Лукоянов, в село Болдино...
А.С. Пушкин
В Нижний я не ехал и в Болдино тоже не собирался. Я ехал в Лукоянов. Выражаясь языком пушкинской эпохи, ехал на «долгих», в том смысле, что на своей машине. Пушкин ехал на перекладных и до Болдина. Через Владимир, Муром и Арзамас. До Лукоянова, который был последней остановкой перед его имением, Александр Сергеевич домчался за три дня. Мне хватило и одного. Дороги от Москвы до Мурома хорошие, а вот дальше, в Нижегородской области, местами напоминают… Ну, да где они не напоминают. К примеру, в Костромской области они, не то, чтобы напоминают, но вообще ничего не помнят.
Я ехал в конце апреля, а потому на полях, которые расстилались по обеим сторонам дороги, еще ничего не колосилось. Деревенские жители копошились в своих огородах, готовя их под посадку картошки, шустрые козы выщипывали молодую траву из-под носов медлительных, отощавших за зиму, коров и скворцы, уже обжившиеся в своих скворечниках, галдели так, что даже дети, которые могут перегалдеть кого угодно… Одним словом, была весна – такая же, как и тысячу лет назад, когда в этих местах были дремучие леса, в которых уже несколько сот лет жили племена эрзян, мокшан и терюхан, известные нам под общим названием мордвы.1 Языческая мордва, в основном, жила охотой и собирательством. Места были тихие и малонаселенные. В эти края приходили уже не столько славянские племена, сколько русские крестьяне, которых их хозяева переселяли на вновь присоединенные к Московскому государству земли. Это, однако, сказать просто ─ «присоединенные». На деле, начиная с двенадцатого века, целых четыреста лет на землях Нижегородского Поволжья Москва беспрестанно воевала то с волжскими булгарами, то с Казанским ханством, то с Золотой Ордой, то с татарами вообще, то с ногайцами… Бедные эрзяне, мокшане и терюхане все эти четыреста лет были между молотом и наковальней. Тех, кто принимал сторону русских, утесняли татары, а тех, кто поддерживала татар – били русские. Тем не менее, к началу шестнадцатого века, к тому самому моменту, когда первый раз русским по белому был упомянут Лукоянов, местное население на две третьих состояло из мордвы. Версий о происхождении названия Лукоянова всего две – мордовская говорит о том, Лукоянов основали терюхане еще за двести лет до того как он был упомянут в писцовой книге Арзамасского уезда. Русская версия, которая по мордовской версии, есть совершенная сказка и выдумка, утверждает, что первое поселение на месте современного города было названо в честь Ивашки Лукоянова, поставившего в верховьях речки Теши мельницу. Поначалу это поселение принадлежало Бутурлиным, а во второй половине шестнадцатого века было пожаловано Иваном Грозным Федору Кирееву и Афимье Карповой. Сам Киреев в этой глуши не жил, а управлял его вотчиной приказчик. Село Лукояново принадлежало Кирееву ровно до Смутного времени, когда бес попутал Федора связаться с поляками. За связь с поляками, за рытье тоннеля от Лукоянова до Варшавы, отрубил ему царь голову, а село отдал тоже Федору, но уже Левашову. Левашов был деятельным нижегородским ополченцем. Левашов был настолько деятельным, что успел получить еще одно пожалование в другом, видимо, более выгодном месте. Так или иначе, а Лукояново перешло во владение некоего Панова.2
Источник: ru-traveller.livejournal.com
Видео на тему
Забытая Россия. Заброшенная церковь в деревне Льзи ...
Открытие клуба в деревне Малая Венья
Жители деревни Малая Сюга развивают гиревой спорт